18:33, 4 листопада 2016 р.
Резкий рост минимальной зарплаты: почему не все рады?
Сегодня стало известно, что Кабмин включил норму о повышении минимальной заработной платы в два раза (до 3,2 тыс. грн с 1 января) в проект Государственного бюджета на следующий год. Правительство рассчитывает, что этот шаг позволит вывести часть бизнеса из тени и принесет государственной казне дополнительные 38 млрд грн. Но экономисты видят немалые риски.
Во что пишет по этому поводу журналист Андрей Корнеев в материале на 112.ua:
«Правительство сдержало слово и планирует резко повысить социальные стандарты. "Мы работали коалиционным правительством не один месяц над этим вопросом и фактически мы нашли, каким образом за счет детенизации, за счет честного распределения бюджета выйти на показатель 3,2 тыс. грн", – заявил премьер-министр Владимир Гройсман на внеочередном заседании правительства 3 ноября. Норма о новом уровне минимальной заработной платы уже внесена в проект закона "О Государственном бюджете на 2017 год". Все крупные парламентские фракции поддержали эту инициативу. Поэтому проблем с ее воплощением в жизнь, скорее всего, не возникнет.
На ком не скажется новация
Каждый третий работающий украинец сейчас официально получает меньше 3000 грн в месяц. Повышение минимальной заработной платы в первую очередь затронет работников бюджетной сферы, а также частный сектор. Не секрет, что около 70-80% работодателей официально оплачивают своим сотрудникам минимальную заработную плату, а основной доход работник получает "в конверте".
Министр социальной политики Андрей Рева подсчитал, что рост минимальной заработной платы вдвое – до 3,2 тыс. грн в месяц позволит дополнительно привлечь в бюджет 38 млрд грн. Это налоги и сборы с зарплат сотрудников, которые дополнительно вынуждены будут заплатить работодатели. Попытка вывести часть доходов из тени и увеличить отчисления в бюджет – основная идея грядущих новаций.
Но кого затронут новации? Доходы большой части государственных служащих привязаны к размеру минимальной заработной платы. Например, по словам Андрея Ревы, должностной оклад на госслужбе не должен быть менее двух размеров, судьи районного суда – десяти, члена Национального агентства по вопросам противодействия коррупции – 19,5, сотрудника Национального антикоррупционного бюро – 19-50 минимальных заработных плат в месяц.
Но резкого роста благосостояния они не прочувствуют. "Если мы поднимаем на 1,6 тыс. грн минимальную заработную плату для простых людей, то для обычного судьи это означало бы рост только должностного оклада на 16 тыс. грн. Со всеми доплатами эта сумма была бы просто фантастической. Поэтому первое политическое решение, которое нужно сделать, это отвязать должностные оклады чиновников от минимальной заработной платы", – заявил Андрей Рева. Увеличение доходов не прочувствуют и пенсионеры.
Хитрости бизнеса – неполный день, ЧП
Повальное повышение минимальных заработных плат в частном секторе потребует от бизнеса дополнительных 10 млрд грн, подсчитал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Но есть ли у компаний такие средства? "Если мера по увеличению минимальной заработной платы рассматривается как возможный путь детенизации экономики, то существует ли абсолютная уверенность в том, что рынок труда не "загонят" дополнительно в тень?" – интересуется эксперт. Как ранее писал 112.ua, большинство украинских компаний переживают не лучшие времена. Например, в первом полугодии экспорт сократился примерно на 12%, продажи большей части товаров и услуг, по опросам представителей бизнеса, за 10 месяцев этого года выросли на 3-5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит только о постепенной стабилизации ситуации: в 2014 и 2015 гг. объемы реализации товаров и услуг сокращались примерно на 20-30%. Как поведет себя бизнес?
Первый ответ - часть сотрудников придется уволить. Например, по методологии Международной организации труда, каждые 10% повышения минимальной заработной платы приводят к сокращению числа работников в среднем на 0,4%. Таким образом, нынешняя инициатива Кабмина может привести к тому, что около 5% работников украинских компаний могут потерять свои места. Сейчас безработным является каждый десятый трудоспособный украинец. При этом часть "уволенных" будут и дальше выполнять свои функции, но уже без официального оформления.
"В первую очередь пострадает малый и средний бизнес", – подчеркивает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Некоторые компании могут закрыться, поскольку размер штрафов привязан к минимальной заработной плате, добавляет руководитель Института политических консультаций и экономических исследований Игорь Бураковский. "Бизнес не готов к росту размера санкций в два раза", – говорит он. Кроме того, часть специалистов могут переоформить на неполный рабочий день или перевести на ЧП.
Реальные заработные платы украинцев снизятся?
"Повышение минимальной заработной платы будет происходить за счет дохода "в конверте". С этой же суммы будут уплачены все налоги и сборы, поскольку у работодателей нет возможности повысить реальную заработную плату своим сотрудникам. Цены на конечный продукт повышать нельзя, поскольку иначе потеряем покупателей", – говорит директор компании-дистрибьютора продуктов питания, пожелавший остаться неназванным.
Вырастет и нагрузка на бюджет средней семьи, поскольку, после повышения дохода получить субсидию станет сложнее. Для оформления льготы необходимо, чтобы размер платы за коммунальные услуги превышал 20% дохода. Это реально при суммарном доходе на семью в 3 тыс. грн в месяц (сейчас размер минималки – 1,45 тыс. грн). При увеличении же минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн, даже если в семье будет только один работающий, получить субсидию может стать практически невозможно.
Кроме того, рост минимальной зарплаты сам по себе вполне может привести и к росту стоимости услуг ЖКХ. Хотя бы потому, что зарплата сотрудников ЖЭКов тоже привязана к минимальной зарплате. "Потому что вся коммуналка, согласно с отраслевым соглашением между профсоюзами и правительством, формирует заработную плату исходя из тарифной ставки работника первого разряда, а она основана на минималке", - заявляет народный депутат Алена Бабак. В первую очередь, речь идет о ставке тарифа на содержание придомовых территорий. Сохранится ли эта схема в дальнейшем, Бабак не знает, но предупреждает, что если да, то вполне стоит ожидать соответствующего увеличения суммы в платежках от ЖЭКов.
Вырастет и социальная несправедливость. Например, сейчас разница в заработной плате у медсестры и квалифицированного врача составляет примерно два с половиной-три раза. Но после повышения минимальной заработной платы эта дельта сократится до 30-40%. Это может подтолкнуть высококвалифицированных сотрудников государственной сферы попросту сменить работу.
"Проблема заключается и в дифференциации регионов. Для одних доход в размере 3,2 тыс. грн является существенным, а в Киеве такой заработной платой никого не удивишь", – добавляет Игорь Бураковский.
С подобными сложностями правительство столкнулось уже в этом году. Резкое снижение размера Единого социального взноса до 22% не привело к росту отчислений в Пенсионный фонд, как рассчитывали в Кабмине. В результате, дефицит приходится гасить за счет средств из бюджета».
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
12:04
13 січня
live comments feed...