Свидетели не нужны, но можно фотографировать. Эксперты оценили новшества. В Украине с 12 июня по-новому начали оформлять ДТП и нарушения Правил дорожного движения. Об этом сообщает Сегодня.
По информации пресс-службы МВД, теперь действует приказ министерства №318, согласно которому расширены права как патрульных полицейских, так и водителей и других участников движения—велосипедистов, пешеходов. Правозащитники отмечают плюсы изменений, но опасаются, что полицейские получили больше свободы для манипуляций с протоколами. В патрульной полиции парируют: все действия копов контролирует видеокамера. "Сегодня" разобралась в новшествах.
Что изменилось
Новое для водителей—участникам аварии патрульные теперь обязаны разрешить снять копию схемы ДТП непосредственно на месте. Ранее это было на усмотрение инспекторов. При отказе участникам ДТП приходилось обращаться в полицию с заявлением о выдаче бумажной копии схемы.
Также разрешено фотографировать место аварии.
Кроме того, теперь при отказе водителя (пешехода, велосипедиста) подписать протокол о нарушении им ПДД, патрульные не обязаны фиксировать отказ подписями не менее чем двух свидетелей, достаточно указать, что водитель от подписи отказался.
Полицейские теперь обязаны вести строгий учет бланков протоколов и постановлений по админделам. В течение трех дней после составления протокола (по пьянству за рулем—в течение суток) должны внести материалы по админделу в базу данных (было—5 дней для всех) и в течение 10 дней направить их в суд (было—в течение месяца).
Материалы по админнарушению будут храниться 3 года (вместо года), а вот фото- и видеоданные можно уничтожить уже через месяц (вместо 3 месяцев). По требованию водителя этот срок могут продлить.
За и против
Правозащитники по-разному оценивают изменения. Главный плюс, по их мнению,—предоставление права сразу же зафиксировать на фото схему ДТП и строгий учет протоколов. По мнению автоюриста Владимира Караваева, фотофиксация со стороны потерпевшего или виновника не позволит фальсифицировать схему ДТП при рассмотрении дела в суде. А учет протоколов уменьшит взяточничество. Также Караваев говорит, что отмена требования свидетелей того, что водитель не подписал протокол о нарушении, не откроет путь к фальсификациям.
"Подписывать протокол или нет—это право, а не обязанность. И фиксировать с помощью свидетелей, что человек отказался использовать свое право, это нелогично. При медосвидетельствовании водителя на трезвость все равно должны быть понятые, это требование осталось, поэтому опасаться водителям, если они трезвы, не стоит",—разъяснил Караваев "Сегодня".
Адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на автомобильном праве, более критичен: