С начала 2016 года правоохранителями Донецкой области открыто более 600 уголовных производств, связанных с мошенничеством. Пользуясь доверчивостью людей, злоумышленники отбирают у них последние сбережения, именно поэтому полицейские призывают граждан быть более бдительными, не доверять личную информацию и тем более не передавать средства малознакомым лицам. Об этом сообщает пресс-служба Красноармейского ОП ГУ НП в Донецкой области
В качестве своей жертвы аферисты выбирают человека, который больше всех способен довериться и пойти на поводу у злоумышленников.
Сейчас существует множество видов мошенничества, но среди них есть уже ставшие "классическими", которыми любители легкой добычи пользуются раз за разом, и, к сожалению, все равно находятся граждане, которые становятся их жертвами.
Только с начала текущего года открыто 651 уголовное производство по ст. 190 "Мошенничество" Уголовного кодекса Украины.
Наиболее уязвимые слои населения - это пожилые люди. Мошенники знают, что большинство из них откладывает даже с малейшей пенсии средства на "черный день" или "похороны", и спешат отобрать у них даже это.
Так, в Добропольском районе 80-летняя бабушка, поддавшись обману по телефону, перевела мошенникам 8 тыс. гривен, а в Краматорске 77-летняя женщина отдала злоумышленникам 23 тыс. гривен, в Красноармейском же районе 68-летний мужчина перечислил неизвестному лицу 40 тыс. гривен.
Кроме пенсионеров, жертвами становится и молодежь, которая покупает товары через интернет. В Красноармейский отдел полиции обратился 31-летний местный житель, сообщив, что заказал в интернет-магазине товар и перевел 63 тыс. 360 гривен, но так ничего не получил.
Покупая квадроцикл, житель Бахмутского района также остался без 111 тыс. гривен.
Чтобы уберечь население от преступлений, совершаемых в отношении них, рассмотрим самые распространенные виды мошенничества:
"Можно воспользоваться вашим мобильным?"
К обычному человеку подходит незнакомец (очень часто "беспомощная женщина") и просит воспользоваться телефоном. Причин для этого у нее много: сел аккумулятор, "меня ограбили и надо вызвать полицию", "помогите, моему родственнику стало плохо, нужна скорая" и другие. Не успев ничего понять, след "беспомощного" остывает, а вместе с ним и телефон жертвы. Конечно же, иногда человек говорит правду и ему действительно нужна помощь, но в таком случае, лучше собственноручно вызвать полицию или медиков.
"Здравствуйте, я работник социальной службы"
К пожилым людям на улице подходят с видупорядочные мужчина или женщина и, представляясь работником социальной службы, предлагают помощь. Здесь есть несколько вариантов развития событий:
- "Соцработник" может просто предложить донести сумку с продуктами и убежать. В марте жертвой такого преступления стала 82-летняя бабушка из Александровки. В результате злоумышленница сбежала с кошельком пенсионерки. К счастью, правоохранители быстро нашли грабительницу и вернули бабушке ее средства.
- Также "соцработник" может провести жертву домой, рассказав, что ей полагается помощь в виде денег или продуктов. Но, к сожалению, средства в валюте и их нужно обменять или дать сдачу, а может для продуктов требуется тара. Таким образом злоумышленники устанавливают, где жертва хранит свои деньги, и пока человек ищет тару или бегает по соседям и банкам, обменивая их, забирают у нее все до последнего.
"Поздравляем, вы выиграли автомобиль!"
На телефон поступает смс-сообщение, где указано, что адресат выиграл ценный приз. Но чтобы его получить, нужно заплатить какой-нибудь процент от его стоимости (якобы налог). Человек переводит средства, и в результате остается и без денег, и без приза.
"Продаю велосипед. Почти новый"
Интернет-мошенничество - сейчас самый распространенный вид. Граждане все больше привыкают совершать покупки, не выходя из дома, и также часто попадают в руки злоумышленников. Обжечься таким образом можно на чем угодно: покупке запчастей, одежды, гаджетов, детских вещей либо транспорта. В таких случаях главное правило: не гоняться за акциями, а покупать товары только в известных проверенных интернет-магазинах, не пересылая полную стоимость покупки, гораздо безопаснее воспользоваться наложенным платежом.
"Поздравляю, я работник банка"
С неизвестного номера звонит незнакомец, представляясь работником банка или любой другой государственной организации, уверяет, что немедленно нужно сообщить номер карты, пин-код, срок ее действия или любую другую персональную информацию. Запомните: такие данные ни один настоящий работник банка не потребует от вас, тем более по телефону. Все операции проводятся только в отделении.
"Алло, мама, я попал в беду"
К сожалению, это очень распространенный вид мошенничества. Человеку звонят и говорят, что кто-то из его близких попал в беду (чаще всего - нарушил закон попал в больницу). Чтобы решить проблему, необходимы деньги. Их можно переслать на карточку либо передать незнакомцу, который сейчас подъедет. Злоумышленники используют психологическое давление, представляются сотрудниками правоохранительных органов, заставляют говорить с ними до тех пор, пока не приедет посыльный. В таком случае нужно, прежде всего, позвонить своему близкому человеку. Если он не отвечает, задать собеседнику простые вопросы: фамилию, имя, отчество, подразделение, звание, должность. Также стоит попросить пообщаться с "задержанным" и параллельно вызвать настоящую полицию.
Полиция Донетчины призывает жителей быть бдительными.
Если на вам или вашим близким поступают сомнительные сообщения либо звонки с просьбой сообщить ваши личные данные (номер банковской карты, пин-коды, срок действия), либо к вам на улице обращаются незнакомцы с "просьбами о помощи", или вы стали жертвой мошенников, не медлите, а сразу звоните по телефону "102" либо в дежурную часть ГУНП в Донецкой области по телефонам: (0629) 47-48-22 и (0629) 47-48-28.